Воскресенье, 17.11.2024, 12:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Малютина Надежда Николаевна

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы к урокам » Планы-конспекты уроков

Любовная лирика А.С. Пушкина
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  в 10 классе
Любовная лирика А.С. Пушкина
Тема: «Печаль моя полна тобою…»

Цели:
• Помочь детям осмыслить, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта.
• Учить анализировать поэтический текст.
• Развивать умения выразительно читать, ассоциативно мыслить.
• Воспитывать любовь к поэзии.

Тип урока: изучение нового материала

Применяемые образовательные технологии: технология опережающего обучения, групповая технология.

Оформление урока: репродукции женских портретов, портрет А.С.Пушкина; запись романса М.Глинки «Я помню чудное мгновенье...»; на столах зажженные свечи.

Ход урока

1. Объявление темы, постановка целей урока.
-  Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о любовной лирике А.С. Пушкина. Осмыслим, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта. Будем продолжать учиться анализировать поэтический текст; развивать умение выразительно читать. И хотя цели и задачи нашего урока ограничены, вы вольны высказать вслух все, что вы думаете о стихах Пушкина. Но не забывайте, что у каждого поэта своя группа крови, свой вдох и выдох. У него вообще все свое. Это все свое и создает свою неповторимую интонацию. В конце урока вы получите творческие задания по группам и постараетесь сделать выводы: Почему у Пушкина поэзия и любовь - родные сестры? Какой женский образ воспевал поэт? Нам предстоит заглянуть в мир чувств великого поэта. Главное для нас - за событиями жизни – понять Поэзию.
Сегодня на уроке девочки кратко расскажут о некоторых женщинах, которые вдохновляли поэта, а мальчики, надев головной убор пушкинской эпохи и почувствовав себя на короткое время поэтами, выразительно прочитают стихи.
2. Основная часть урока. Выступления ребят. Анализ стихотворений.

Учитель: Как известно, Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин очаровывал мгновенно, Пушкин ценил живые и остроумные беседы, которые охотно вел со многими современницами. «Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что- либо приятно волновало его,» - вспоминала А.П. Керн.
-  Кому же посвящал свои стихи А.С. Пушкин?
Для вас души моей царицы,
Красавицы, для Вас одних
Времен минувших небылицы
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал...
(«Руслан и Людмила»)

-  Перевернем страницы прошлого и вспомним первую любовь...
Выступление о Бакуниной, чтение наизусть стихотворения, посвященного ей.

Учитель: Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто... все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё - лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; «каждое слово необъятно, как сам поэт...»

- Давайте подтвердим слова Гоголя, проанализировав стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»
Учитель выразительно читает стихотворение.
-  Какое чувство у вас осталось после прочтения стихотворения?
-  Сколько в стихотворении строк? (8)
-  Что воссоздают две первые?   (Поэтический пейзаж ночи)

-  Пушкин часто начинает стихотворения картинами природы, однако природа никогда не является для него предметом отвлеченного любования. Пейзажная зарисовка лишь создает определенный настрой: картины ночной природы созвучны душевной печали.
- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит - горит, мгла -грусть и т.д.)
Даже тому из читателей, кто не знает причин печального настроения поэта, стихотворение понятно и близко: печаль поэта светла.

- Как вы думаете, почему? (Источник этой просветленности - чистая любовь к прекрасной женщине, образ которой связан с этой южной ночью.)
- Пушкинский образ «светлой печали», по представлениям того времени, был слишком внутренне противоречивым, тем, что называют оксюморон, когда сочетаются вроде бы взаимно исключающие друг друга понятия: печаль и светлость. До Пушкина подобных смелых сочетаний в поэзии не было. Оно как нельзя точнее характеризует настрой, лирические размышления поэта.

... Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой...
-  Почему поэт поставил многоточие в конце строки? (Намекает на какую-то драму, пережитую обоими, на испытания, потребовавшие от поэта душевной стойкости.)
- Это подтверждает такое предположение:

...Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит...

Следовательно, раньше поэт испытывал душевную боль, и только сейчас, несмотря на печаль разлуки, он освободился от гнетущего, тревожного чувства.
…И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
- А теперь, давайте вернемся к словам Гоголя. Как понимаете слова «нет наружного блеска» в стихах; все просто?

(Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического текста: нет красочных ярких эпитетов; для образности используются метафоры: «лежит мгла», « сердце горит»)

-  Стихотворение наполнено «внутреннего блеска». Оно волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. А чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло, и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
Дети выразительно читают это стихотворение.
Рассказ девочки о Раевской (Волконской)
- За другой поэтической легендой отправимся в Одессу.
Рассказ о Воронцовой Е.К.. Чтение стихотворений «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман»
-   Одним из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений является послание «Я помню чудное мгновенье...» Считается, что оно посвящено А.П.Керн. Так ли это, мы скажем позже. А пока воспроизведем некоторые связанные с этой женщиной факты биографии поэта.
Рассказ об А.П.Керн.
- Я выразительно прочитаю стихотворение, а вы обратите внимание на композицию.
- На сколько равных частей делится стихотворение? (на 3 по 2е строфы)
-  Это стихотворение - целая поэма о подлинной любви. В сжатом виде перед нами словно промелькнули три поры в духовной жизни поэта - от юности до Михайловской ссылки.
-  Прочитайте выразительно первую строфу послания. О чем она? (Воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности)
-  Слово «гений» во времена Пушкина употреблялось в поэтическом языке в значении «дух» или «образ». Пушкин, умевший создавать четкие, конкретные картины жизни, здесь сознательно избегает уточнений, отсутствуют портретные штрихи Керн, а лишь обобщенный образ - «гений чистой красоты».
-  Какую роль играет эпитет «чистой»?
(Вызывает ассоциации с одухотворенными образами Мадонн, молодых матерей; внутренняя красота)
-  Прочитайте второю строфу. О каком периоде жизни поэта говорится? (О жизни в Петербурге)
-  Отметьте черты, характеризующие женский образ. ( «голос нежный», «милые черты»)
-   О чем последующие две строфы? (Поэтический рассказ о жизненных испытаниях)
-  Как меняется настроение стихотворения?
(Период южной ссылки; говорит о мраке заточения Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши; жизнь словно замерла, утратила свою поэзию - наступила душевная спячка)
-   Какие слова символизируют полноту, яркость чувств, светлую сторону бытия? (божество, вдохновение, слезы, жизнь, любовь)
-  Все это противопоставляется чему? (мраку заточения)
- Какие повторы стихотворения подчеркивают удаление любви? («милые черты» стали «небесными»)
-  Как звучат две последние строфы стихотворения? ( Звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни; как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, его душа не завяла, она готова откликнуться на зов красоты)
-  Итак, есть ли в послании реальный образ А.П.Керн? Почему же Пушкин, умевший несколькими словами создать запоминающийся образ человека, в данном случае отступил от выработанных ими же приемов? ( Поэт не стремился нарисовать образ красавицы, поэт доверительно, взволнованно рассказал о своих чувствах к женщине. Образ женщины идеальный, чистый, неземной)
Сопоставление портрета А.П. Керн и рисунка Пушкина, изображающим её.
В одном случае мы видим милую обаятельную женщину с чуть наивными глазами, полными печали. На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество, грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт.
Такой предстала Керн в поэтическом изображении поэта. Это еще раз доказывает слова М.Н.Волконской, что Пушкин «поэтизировал все, что видел».

Романс Глинки М.

С этой историей любви связана еще одна, не менее поэтичная. Композитор М. Глинка, влюбившись в дочь А.П.  Керн, написал музыку на стихи «К***».
-  Прослушайте романс. Передала ли музыка настроение, душевное состояние героя? (В начале - грустная, мечтательная; в середине - напряженная, тревожная; в конце - светлая, торжествующая).
-   Основой свыше сорока лирических романсов русских композиторов стало стихотворение «Я вас любил...»
Выразительное чтение стихия «Я вас любил..» подготовленным учеником.
-  О какой любви идет речь в этом стихотворении? (невысказанной, безмолвной, не связанной с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью).
- Почему поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она его оставила? (Он понимает, что сердцу не прикажешь, напротив, он благодарен ей за светлое чувство. Это, прежде всего, любовь к своей избраннице (искренно, так нежно), а не к самому себе. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить ее так же сильно, как он.)
-  Есть ли описание возлюбленной поэта? (Как и в других стихотворениях, нет.  Это обобщенный образ любви).

Самые счастливые и трагические годы жизни Пушкина связаны с Н.Н. Гончаровой.
Рассказ о Гончаровой. Выразительное чтение сонета «Мадонна»
В сонете две героини, образ Мадонны небесной сопоставляется с образом земной женщины.
- Как вы понимаете последнюю строку?
- Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (эталон, идеал, пример)
- Чувство подлинно любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
Творческие задания по группам.

Первой и второй группам составить синквейны, где ключевыми словами будут слова «Любовь» и «Женщина». Третьей группе задание: «Выразите в рисунке свое понимание темы «Поэтический герб любовной лирики Пушкина».
Выводы урока.
- Почему у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры?
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. Пушкин первый в русской поэзии с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал перед мощной властью красоты. В своих стихотворениях поэт показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту чистую, небесного идеала Мадонны. Он любил женщину, он ее воспевал.
Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение. Некоторые детские творческие работы (синквейны)



Категория: Планы-конспекты уроков | Добавил: Uchitel (03.09.2011) | Автор: Малютина Надежда Николаевна
Просмотров: 2129 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: