ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Мысль семейная». Литература и жизнь»
Цели: 1. Раскрыть одну из важных тем романа, создать обстановку личностно-ориентированного процесса обучения. 2. Развитие у учащихся умений и навыков анализа текста; развитие умения высказать свое мнение; 3. Воспитание доброго отношения к семье, внимания к людям, любви и уважения.
Тип урока: комбинированный.
Применяемые образовательные технологии: педагогика сотрудничества, система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Эпиграф: В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого. Л.Н. Толстой Оборудование: Портрет писателя. Альбом «Л.Н. Толстой». Иллюстрации к роману «Война и мир». Текст романа, т. 4. Телевизор. Фильм «Война и мир».
Ход урока: I. Повторение: фронтальная беседа. 1. Какую «мысль» любил Толстой в ходе работы над романом «Война и мир»? (мысль народную) 2. Какую проблему писатель считал не менее важной? (мысль семейную) 3. Назовите главных героев романа. 4. Какими мы увидели каждого из них в начале романа? Как они выглядели? О чем мечтали? (сообщения учащихся: «Андрей Болконский», «Пьер Безухов», «Наташа Ростова»)
II. Слово учителя: С точки зрения Толстого, крепкая семья – один из нравственных идеалов русского народа. Каждая семья живет своей особой жизнью. Каждая имеет свою специфику. Так бывает в жизни, так было и в романе великого Толстого. Поэтому нельзя говорить о Наташе Ростовой и Андрее Болконском, Элен и Анатоле Курагиных вне их семей.
III. Кадр из фильма: Прощание князя Андрея с отцом перед отправкой на войну. 1. Что значимее для старого князя: потеря сыном чести или его гибель? 2. Какие главные черты характера можно отметить у всех членов семьи Болконских? (порядочность и честь) 3. Назовите членов этой семьи. Охарактеризуйте их. 4. Почему княжна Лиза была чужой в этой семье?
IV. Кадр из фильма: именины в доме Ростовых 1. На чем держится семейный очаг Ростовых? (на взаимной любви и уважении супругов, обоюдной любви родителей и детей. Главная черта семьи – доверие, радушие). 2. Как вы думаете, почему Николай Андреевич Болконский не желал породниться с семьей Ростовых?
V. Кадр из фильма: князь Василий у А.П. Шерер. 1. Отцом какого семейства является кн. Василий? 2. Что превыше всего ценит Василий Курагин? (богатство и родовитость)
VI. Вывод учителя: запись в тетрадь. Если у Болконских на первом месте стояли воспитание, порядочность и честь, у Ростовых – чувства, то у Курагиных – стремление к выгоде. В этой семье были чужды моральные принципы, нравственные ценности. Показательно, что у семьи Курагиных нет наследников, а, значит, и нет будущего. А вот «будущее» воплощают две семьи, показанные в эпилоге. В них сочетаются лучшие черты семей Болконских и Ростовых, олицетворяя идеал Л.Н. Толстого. VII. Работа с текстом эпилога. • ч. IV, гл. 9, с 710, 712-713 – комментированное чтение семья М. Болконской и Н. Ростова. • ч. IV, гл. 10, с 714-715, 718. Семья Пьера Безухова и Наташи Ростовой. 1. На чем держалось согласие в новой семье Ростовых? (на любви друг к другу и детям). 2. В чем особенность семьи Безуховых? (Понимание в семье, живут интересами друг друга). VIII. Дискуссия: 1. В чем вы согласны с Толстым? С чем не согласны? 2. Вера Павловна, героиня романа Чернышевского «Что делать?», считала, что женщина должна оставаться красивой и нарядной не только в обществе, но и в семье. Только тогда она будет интересна мужу. А Наташа Ростова перестала, став матерью, следить за своей внешностью. • С мнением какого писателя вы согласны? • Каким бы вы хотели видеть своего мужа? (жену?) IX. Заключительное слово учителя: Более двухсот лет отделяет нас от времени, когда мы впервые встретили героев Толстого. Но по-прежнему проблемы любви и брака, назначение женщины и ее роль в семье, судьбы семей с моральной точки зрения, волнуют каждого человека и в наши дни. Поэтому роман «Война и мир» - бессмертен. X. Творческое задание. Рефлексия. А у меня будет вот такая семья…
Оценки:
Дома: Подготовиться к устному сочинению «В какой из семей я хотел(а) бы жить?»