Воскресенье, 17.11.2024, 07:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Малютина Надежда Николаевна

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы к урокам » Планы-конспекты уроков

«Мысль семейная». Литература и жизнь
ПЛАН - КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ  В 11 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«Мысль семейная». Литература и жизнь»

Цели:
1. Раскрыть одну из важных тем романа, создать обстановку личностно-ориентированного процесса обучения.
2. Развитие у учащихся умений и навыков анализа текста; развитие умения высказать свое мнение;
3. Воспитание доброго отношения к семье, внимания к людям, любви и уважения.

Тип урока: комбинированный.

Применяемые образовательные технологии: педагогика сотрудничества, система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

Эпиграф:
    В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого.
                                                                                              Л.Н. Толстой
Оборудование:
    Портрет писателя.
    Альбом «Л.Н. Толстой».
    Иллюстрации к роману «Война и мир».
    Текст романа, т. 4.
    Телевизор.
    Фильм «Война и мир».


Ход урока:
I.    Повторение: фронтальная беседа.
1.    Какую «мысль» любил Толстой в ходе работы над романом «Война и мир»?
        (мысль народную)
2.    Какую проблему писатель считал не менее важной?
        (мысль семейную)
3.    Назовите главных героев романа.
4.    Какими мы увидели каждого из них в начале романа? Как они выглядели? О чем мечтали?
(сообщения учащихся: «Андрей Болконский», «Пьер Безухов», «Наташа Ростова»)

II.    Слово учителя:
    С точки зрения Толстого, крепкая семья – один из нравственных идеалов русского народа. Каждая семья живет своей особой жизнью. Каждая имеет свою специфику. Так бывает в жизни, так было и в романе великого Толстого. Поэтому нельзя говорить о Наташе Ростовой и Андрее Болконском, Элен и Анатоле Курагиных вне их семей.

III.    Кадр из фильма: Прощание князя Андрея с отцом перед отправкой на войну.
1.    Что значимее для старого князя: потеря сыном чести или его гибель?
2.    Какие главные черты характера можно отметить у всех членов семьи Болконских?  (порядочность и честь)
3.    Назовите членов этой семьи. Охарактеризуйте их.
4.    Почему княжна Лиза была чужой в этой семье?

IV.    Кадр из фильма: именины в доме Ростовых
1.    На чем держится семейный очаг Ростовых? (на взаимной любви и уважении супругов, обоюдной любви родителей и детей. Главная черта семьи – доверие, радушие).
2.    Как вы думаете, почему Николай Андреевич Болконский не желал породниться с семьей Ростовых?

V.    Кадр из фильма: князь Василий у А.П. Шерер.
1.    Отцом какого семейства является кн. Василий?
2.    Что превыше всего ценит Василий Курагин? (богатство и родовитость)

VI.    Вывод учителя: запись в тетрадь. Если у Болконских на первом месте стояли воспитание, порядочность и честь, у Ростовых – чувства, то у Курагиных – стремление к выгоде. В этой семье были чужды моральные принципы, нравственные ценности. Показательно, что у семьи Курагиных нет наследников, а, значит, и нет будущего. А вот «будущее» воплощают две семьи, показанные в эпилоге. В них сочетаются лучшие черты семей Болконских и Ростовых, олицетворяя идеал Л.Н. Толстого.
VII.    Работа с текстом эпилога.
•    ч. IV, гл. 9, с 710, 712-713 – комментированное чтение семья М. Болконской и Н. Ростова.
•    ч. IV, гл. 10, с 714-715, 718.
     Семья Пьера Безухова и Наташи Ростовой.
1.    На чем держалось согласие в новой семье Ростовых? (на любви друг к другу и детям).
2.    В чем особенность семьи Безуховых? (Понимание в семье, живут интересами друг друга).
VIII.    Дискуссия:
1.    В чем вы согласны с Толстым? С чем не согласны?
2.    Вера Павловна, героиня романа Чернышевского «Что делать?», считала, что женщина должна оставаться красивой и нарядной не только в обществе, но и в семье. Только тогда она будет интересна мужу. А Наташа Ростова перестала, став матерью, следить за своей внешностью.
•     С мнением какого писателя вы согласны?
•    Каким бы вы хотели видеть своего мужа? (жену?)
IX.    Заключительное слово учителя: Более двухсот лет отделяет нас от времени, когда мы впервые встретили героев Толстого. Но по-прежнему проблемы любви и брака, назначение женщины и ее роль в семье, судьбы семей с моральной точки зрения, волнуют каждого человека и в наши дни. Поэтому роман «Война и мир» - бессмертен.
X.    Творческое задание.
        Рефлексия. А у меня будет вот такая семья…

Оценки:

Дома: Подготовиться к устному сочинению «В какой из семей я хотел(а) бы жить?»



Категория: Планы-конспекты уроков | Добавил: Uchitel (25.10.2011) | Автор: Малютина Надежда Николаевна
Просмотров: 3306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: