Тема: «Печаль моя полна тобою…»
Цели:
• Помочь детям осмыслить, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта.
• Учить анализировать поэтический текст.
• Развивать умения выразительно читать, ассоциативно мыслить.
• Воспитывать любовь к поэзии.
Тип урока: изучение нового материала
Применяемые образовательные технологии: технология опережающего обучения, групповая технология.
Оформление урока: репродукции женских портретов, портрет А.С.Пушкина; запись романса М.Глинки «Я помню чудное мгновенье...»; на столах зажженные свечи.
Ход урока
1. Объявление темы, постановка целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о любовной лирике А.С. Пушкина. Осмыслим, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта. Будем продолжать учиться анализировать поэтический текст; развивать умение выразительно читать. И хотя цели и задачи нашего урока ограничены, вы вольны высказать вслух все, что вы думаете о стихах Пушкина. Но не забывайте, что у каждого поэта своя группа крови, свой вдох и выдох. У него вообще все свое. Это все свое и создает свою неповторимую интонацию. В конце урока вы получите творческие задания по группам и постараетесь сделать выводы: Почему у Пушкина поэзия и любовь - родные сестры? Какой женский образ воспевал поэт? Нам предстоит заглянуть в мир чувств великого поэта. Главное для нас - за событиями жизни – понять Поэзию.
Сегодня на уроке девочки кратко расскажут о некоторых женщинах, которые вдохновляли поэта, а мальчики, надев головной убор пушкинской эпохи и почувствовав себя на короткое время поэтами, выразительно прочитают стихи.
2. Основная часть урока. Выступления ребят. Анализ стихотворений.
Учитель: Как известно, Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин очаровывал мгновенно, Пушкин ценил живые и остроумные беседы, которые охотно вел со многими современницами. «Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что- либо приятно волновало его,» - вспоминала А.П. Керн.
- Кому же посвящал свои стихи А.С. Пушкин?
Для вас души моей царицы,
Красавицы, для Вас одних
Времен минувших небылицы
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал...
(«Руслан и Людмила»)
- Перевернем страницы прошлого и вспомним первую любовь...
Выступление о Бакуниной, чтение наизусть стихотворения, посвященного ей.
Учитель: Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто... все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё - лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; «каждое слово необъятно, как сам поэт...»
- Давайте подтвердим слова Гоголя, проанализировав стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»
Учитель выразительно читает стихотворение.
- Какое чувство у вас осталось после прочтения стихотворения?
- Сколько в стихотворении строк? (8)
- Что воссоздают две первые? (Поэтический пейзаж ночи)
- Пушкин часто начинает стихотворения картинами природы, однако природа никогда не является для него предметом отвлеченного любования. Пейзажная зарисовка лишь создает определенный настрой: картины ночной природы созвучны душевной печали.
- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта? (Шумит - горит, мгла -грусть и т.д.)
Даже тому из читателей, кто не знает причин печального настроения поэта, стихотворение понятно и близко: печаль поэта светла.
- Как вы думаете, почему? (Источник этой просветленности - чистая любовь к прекрасной женщине, образ которой связан с этой южной ночью.)
- Пушкинский образ «светлой печали», по представлениям того времени, был слишком внутренне противоречивым, тем, что называют оксюморон, когда сочетаются вроде бы взаимно исключающие друг друга понятия: печаль и светлость. До Пушкина подобных смелых сочетаний в поэзии не было. Оно как нельзя точнее характеризует настрой, лирические размышления поэта.
... Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой...
- Почему поэт поставил многоточие в конце строки? (Намекает на какую-то драму, пережитую обоими, на испытания, потребовавшие от поэта душевной стойкости.)
- Это подтверждает такое предположение:
...Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит...
Следовательно, раньше поэт испытывал душевную боль, и только сейчас, несмотря на печаль разлуки, он освободился от гнетущего, тревожного чувства.
…И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
- А теперь, давайте вернемся к словам Гоголя. Как понимаете слова «нет наружного блеска» в стихах; все просто?
(Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического текста: нет красочных ярких эпитетов; для образности используются метафоры: «лежит мгла», « сердце горит»)
- Стихотворение наполнено «внутреннего блеска». Оно волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. А чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло, и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
Дети выразительно читают это стихотворение.
Рассказ девочки о Раевской (Волконской)
- За другой поэтической легендой отправимся в Одессу.
Рассказ о Воронцовой Е.К.. Чтение стихотворений «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман»
- Одним из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений является послание «Я помню чудное мгновенье...» Считается, что оно посвящено А.П.Керн. Так ли это, мы скажем позже. А пока воспроизведем некоторые связанные с этой женщиной факты биографии поэта.
Рассказ об А.П.Керн.
- Я выразительно прочитаю стихотворение, а вы обратите внимание на композицию.
- На сколько равных частей делится стихотворение? (на 3 по 2е строфы)
- Это стихотворение - целая поэма о подлинной любви. В сжатом виде перед нами словно промелькнули три поры в духовной жизни поэта - от юности до Михайловской ссылки.
- Прочитайте выразительно первую строфу послания. О чем она? (Воспоминание о мимолетном и прекрасном видении юности)
- Слово «гений» во времена Пушкина употреблялось в поэтическом языке в значении «дух» или «образ». Пушкин, умевший создавать четкие, конкретные картины жизни, здесь сознательно избегает уточнений, отсутствуют портретные штрихи Керн, а лишь обобщенный образ - «гений чистой красоты».
- Какую роль играет эпитет «чистой»?
(Вызывает ассоциации с одухотворенными образами Мадонн, молодых матерей; внутренняя красота)
- Прочитайте второю строфу. О каком периоде жизни поэта говорится? (О жизни в Петербурге)
- Отметьте черты, характеризующие женский образ. ( «голос нежный», «милые черты»)
- О чем последующие две строфы? (Поэтический рассказ о жизненных испытаниях)
- Как меняется настроение стихотворения?
(Период южной ссылки; говорит о мраке заточения Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши; жизнь словно замерла, утратила свою поэзию - наступила душевная спячка)
- Какие слова символизируют полноту, яркость чувств, светлую сторону бытия? (божество, вдохновение, слезы, жизнь, любовь)
- Все это противопоставляется чему? (мраку заточения)
- Какие повторы стихотворения подчеркивают удаление любви? («милые черты» стали «небесными»)
- Как звучат две последние строфы стихотворения? ( Звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни; как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, его душа не завяла, она готова откликнуться на зов красоты)
- Итак, есть ли в послании реальный образ А.П.Керн? Почему же Пушкин, умевший несколькими словами создать запоминающийся образ человека, в данном случае отступил от выработанных ими же приемов? ( Поэт не стремился нарисовать образ красавицы, поэт доверительно, взволнованно рассказал о своих чувствах к женщине. Образ женщины идеальный, чистый, неземной)
Сопоставление портрета А.П. Керн и рисунка Пушкина, изображающим её.
В одном случае мы видим милую обаятельную женщину с чуть наивными глазами, полными печали. На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество, грация античных богинь. Музыка движений, благородство черт.
Такой предстала Керн в поэтическом изображении поэта. Это еще раз доказывает слова М.Н.Волконской, что Пушкин «поэтизировал все, что видел».
Романс Глинки М.
С этой историей любви связана еще одна, не менее поэтичная. Композитор М. Глинка, влюбившись в дочь А.П. Керн, написал музыку на стихи «К***».
- Прослушайте романс. Передала ли музыка настроение, душевное состояние героя? (В начале - грустная, мечтательная; в середине - напряженная, тревожная; в конце - светлая, торжествующая).
- Основой свыше сорока лирических романсов русских композиторов стало стихотворение «Я вас любил...»
Выразительное чтение стихия «Я вас любил..» подготовленным учеником.
- О какой любви идет речь в этом стихотворении? (невысказанной, безмолвной, не связанной с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью).
- Почему поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она его оставила? (Он понимает, что сердцу не прикажешь, напротив, он благодарен ей за светлое чувство. Это, прежде всего, любовь к своей избраннице (искренно, так нежно), а не к самому себе. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить ее так же сильно, как он.)
- Есть ли описание возлюбленной поэта? (Как и в других стихотворениях, нет. Это обобщенный образ любви).
Самые счастливые и трагические годы жизни Пушкина связаны с Н.Н. Гончаровой.
Рассказ о Гончаровой. Выразительное чтение сонета «Мадонна»
В сонете две героини, образ Мадонны небесной сопоставляется с образом земной женщины.
- Как вы понимаете последнюю строку?
- Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (эталон, идеал, пример)
- Чувство подлинно любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
Творческие задания по группам.
Первой и второй группам составить синквейны, где ключевыми словами будут слова «Любовь» и «Женщина». Третьей группе задание: «Выразите в рисунке свое понимание темы «Поэтический герб любовной лирики Пушкина».
Выводы урока.
- Почему у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры?
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. Пушкин первый в русской поэзии с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал перед мощной властью красоты. В своих стихотворениях поэт показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту чистую, небесного идеала Мадонны. Он любил женщину, он ее воспевал.
Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение. Некоторые детские творческие работы (синквейны)
Любовь грустная вдохновляющая горит легко вдохновление жизнь божество женщина чистая возлюбленная явилась искренно образе
| трепетная воодушевляющая тревожит светло
милая изменяющая ниспослал нежно
| Любовь нежная волнующая будоражит безумно поэзия жизни
чистейшей
прелести
| печальная настраивающая волнует ярко
чистейший
|