Воскресенье, 17.11.2024, 08:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Малютина Надежда Николаевна

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы к урокам » Планы-конспекты уроков

Бессоюзные сложные предложения

Тема: Бессоюзные сложные предложения

 

Цель:          формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзном и бессоюзном предложении.

 Ход урока

I.                   Работа над новым материалом

1.     Самостоятельная работа

 Учитель: «На доске записаны предложения (без знаков препинания). Вы спишите эти предложения, расставляя запятые там, где нужно».

 Текст.

Улетели птицы за море, миновало время жатв. Дождь кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко. В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались неистовые звуки, пестрели покрытые вьюнки.

 Ребята выполняют задание самостоятельно.

 2.     Проверка выполнения.

Один ученик идет к доске и расставляет запятые. Класс проверяет в своих тетрадях.

         Вопрос к ученику у доски: докажи правильность постановки запятой в первом предложении (Ответ: это сложное предложение, состоит из двух простых предложений. 1-ое простое предложение Улетели птицы за море, грамматическая основа  птицы улетели. 2-ое простое предложение Миновало время жать основа время (миновало).

         Такая же работа идет со вторым и третьим сложными предложениями. Ответы дают другие ученики.

   3.     Наблюдения над интонационными особенностями предложений.

Учитель:

«Простые предложения в сложном обозначают перечисление одновременных явлений; запятая требует прочтения с короткими паузами между простыми предложениями»

Задание: прочитайте списанные вами предложения, делая паузы.

 4.     Точка с запятой.

 

Учитель: «Есть сложные предложения, в которых простые предложения очень распространены и осложнены, например причастными и деепричастными или сравнительными оборотами».

 

Предупредительный диктант.

Один  ученик у доски, остальные в своих тетрадях пишут под диктовку учителя.

 

         Слабо шурша, падали листья; вздыхая, шумел лес. Около дома вились листочки, свившие гнезда на кровле; в саду и роще водились малиновки, иволги, чижи и щеглы.

 5.     Учитель: «Точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и пониженным голосом.

 II.               Закрепление

 

1) Учитель: «Бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются в описаниях природы».

 Работа с карточкой.

 2) Анализ этого текста.

Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях? (Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу).  Между простыми предложениями перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

     В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро и громко), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие запятые. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается с помощью точки с запятой.

 3) Работа с учебником

Чтение материала § 10 (стр. 59). Упр. 139 (устно, выборочно).

 III.  Домашнее задание § 10,  упр. 139

Карточка (с запятыми)

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

 

                                                                                     (Тургенев)

 

 

 

Анализ текста.

         Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?

 

 Ф.И.__________________________________

 Карточка

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами длинные, висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

 

                                                                                     (Тургенев)

 Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях? _________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

 

Категория: Планы-конспекты уроков | Добавил: Uchitel (06.12.2011) | Автор: Малютина Надежда Николаевна
Просмотров: 1354 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: